hasid ([info]hasid) wrote,
@ 2009-05-15 13:19:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
О матрёшке
Оказывается, первая русская матрёшка была выточена токарем Звёздочкиным, работавшим у купца-старообрядца Мамонтова, только лишь в 1899-1900 годах.

Сам Мамонтов упоминал, что дал ей название от индийского "Матри" -- в индуистской мифологии оно означало "божественные матери" (собственно, слово "мать" произошло от этого слова). "Матри" рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число "Матри" колебалось от 7 до 16.

А ставшую классической роспись матрёшки сделал художник Малютин.



(31 comments) - (Post a new comment)


[info]racoonbear
2009-05-15 09:35 am UTC (link)
Хм, забавно. Вроде бы прообразом была японская игрушка мудреца со всем семейством внутри. А теперь ещё и индийская мистика добавилась )

(Reply to this) (Thread)


[info]hasid
2009-05-15 09:45 am UTC (link)
а японские буддисты тоже от индусов заимствовали Матри. Самая ранняя их "матрёшка" - это вроде только 60-70-е годы 19 века.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]hoddion
2009-05-15 12:28 pm UTC (link)
В Древнем Китае "матрёшка" существовала с 4-5 в. н.э.
Кстати, по-русски говорили "мантрёшка", а не "матрёшка" (в Москве), конечно, можно
и так, и эдак.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]hasid
2009-05-15 12:36 pm UTC (link)
Древний Китай века с 16-го начинается. Нашей эры.
С приходом туда иезуитов.
Документально только начиная с этого периода подтверждено.

(Reply to this) (Parent)

Офтопом, но история в вашем духе.
[info]dimanklg
2009-05-15 09:37 am UTC (link)
25 января 1898г (в те дни известный норвежский путешественник Ф. Нансен готовился к полету на воздушном шаре к Северному полюсу) на Яике(Урале) в Кирсановском поселке на съезде казаков была избрана группа казаков в составе 4-х человек для новых поисков Камбайского царства. В группу, кроме Хохлова и двух других делегатов, входил Онисим Варсонофьевич Барышников - сын В. Барышникова, первого искателя Беловодии. 22 мая 1898г казаки выехали из Уральска, а 30 мая на пароходе вышли из Одессы в Константинополь. На расходы для депутации казачьей общиной Уральского войска было собрано 2600 рублей.

Вот тут ещё много http://ural-cossacks.chat.ru

(Reply to this) (Thread)

Re: Офтопом, но история в вашем духе.
[info]hasid
2009-05-15 09:48 am UTC (link)
спасибо за ссылку!
эти люди косвенно подтверждают немецкую версию, что казаки - это осколки крымских остготов:-)

(Reply to this) (Parent)

Re: Офтопом, но история в вашем духе.
[info]staroobrad
2009-05-15 10:33 am UTC (link)
Это были казаки-старообрядцы. Вообще это была не первая и не последняя экспедиция на поисках Опоньского царства, где якобы была полная старообрядческая иерархия и благочестивая монархия.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Офтопом, но история в вашем духе.
[info]dimanklg
2009-05-15 10:45 am UTC (link)
Да да. Я знаю. Я лет пять назад об этом много читал. Последняя экспедиция вроде уже в 20 веке была. Прадед к сожалению почти ничего не передал из своей истории. Было бы конечно интересно послушать все эти рассказы от предков.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Офтопом, но история в вашем духе.
[info]hoddion
2009-05-15 12:29 pm UTC (link)
Последняя экспедиция в Беловодье была в 1966.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Офтопом, но история в вашем духе.
[info]dimanklg
2009-05-15 12:31 pm UTC (link)
Ой. А расскажите поподробней. Может ссылки есть в инете?

(Reply to this) (Parent)


[info]lili_on_air
2009-05-15 09:38 am UTC (link)
мамонтов однако неплохое образование имел

(Reply to this) (Thread)


[info]hasid
2009-05-15 09:46 am UTC (link)
среди старообрядцев вообще грамотность была на уровне 85-90% (тогда как в целом по РИ - до 35%).

(Reply to this) (Parent)

всем на заметку
[info]w_max
2009-05-15 10:09 am UTC (link)
только Николай Валуев может собирать матрёшки в произвольном порядке

(Reply to this)

реальная инновация
[info]misha_gg
2009-05-15 10:23 am UTC (link)
Вот это реальный пример инновации. Задумка, реализация - и популярность на века. Эээх... сможет ли наша страна производить и удерживать таких Мамонтовых? Или в России формируется фильтр, который оставляет здесь либо рассеян, работающих за нищенскую зп на ресурсных предприятиях и лжецов и лицемеров, работающих на откатах и распилах?

(Reply to this) (Thread)

Re: реальная инновация
[info]hasid
2009-05-15 10:26 am UTC (link)
кстати, очень верное замечание!
В 1912 году на внешних рынках русская матрёшка продавалась за 12 рублей, внутри РИ - за 10 рублей.
Доходило до того, что в Германии несколько фирм подделывали продукцию Мамонтова, и он был вынужден выявлять там при помощи полиции контрафактников:-)

(Reply to this) (Parent)


[info]crunger
2009-05-15 11:20 am UTC (link)
Это как с балалайкой, которая в современном виде была изготовлена в последней четверти 19 века.

(Reply to this) (Thread)


[info]hasid
2009-05-15 12:10 pm UTC (link)
серьёзно? если видели где-то об этом - не кинете ссылку?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]crunger
2009-05-15 12:16 pm UTC (link)
http://en.wikipedia.org/wiki/Balalaika - см. часть про историю. Там все грамотно описано.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]hasid
2009-05-15 12:24 pm UTC (link)
спасибо!
нда, она ещё, похоже, сначала на Украине появилась, а только потом в России.
Да, всё очень поздно появлялось и почти всё вторично в России:-((

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]crunger
2009-05-15 12:28 pm UTC (link)
на Укарине, кстати, со струнно-щипковыми инструментами в барочное время все было в порядке: http://en.wikipedia.org/wiki/Torban , http://en.wikipedia.org/wiki/Kobza , http://en.wikipedia.org/wiki/Bandura

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]hasid
2009-05-15 12:29 pm UTC (link)
ну поляки завозили туда, конечно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]crunger
2009-05-15 12:34 pm UTC (link)
до Москвы вот только не довезли
вообще ж русская классическая музыка традиционно отсчитывается только от Глинки, хе-хе
хотя на самом деле это не совсем верно - первые композиторы-классики появились в 18 веке

и литературой схожие временные рамки

м-да, короткая культурка у нас получается

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]hasid
2009-05-15 12:35 pm UTC (link)
да, "господской культуре" лет 220-230, народной -- лет 120-130.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]crunger
2009-05-15 12:38 pm UTC (link)
насчет первой я бы рискнул чуть поболее, с Петра 3 где-то

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]hasid
2009-05-15 12:40 pm UTC (link)
ну это самая верхушка российской аристократии, немцы.
Фактически с Ломоносова (русский да Винчи), т.е. с 1750-х, потом популяризаторы Новиков и Болотов, 1780-е

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]crunger
2009-05-15 12:44 pm UTC (link)
что-то опять про музыку подумалось: активно вспоминаемые ныне Бортнянский (http://en.wikipedia.org/wiki/Dmitry_Bortniansky) и Березовский (http://en.wikipedia.org/wiki/Maksym_Berezovsky) оба имели украинское происхождение, оба учились в Италии.
Сплошной экспорт, блин.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]hasid
2009-05-15 12:52 pm UTC (link)
ну да, украинцы были посредниками в передаче культуры чаще низовой, немцы - "верховой".
В Московии и позднее в РИ немцев-протестантов комплиментарно воспринимали, в отличие от поляков-католиков.

(Reply to this) (Parent)


[info]crunger
2009-05-15 12:20 pm UTC (link)
В догонку http://goshabagpiper.narod.ru/history.htm - существенно более эмоционально, но возрождение балалайки вполне точно описано.

(Reply to this) (Parent)


[info]flammar
2009-05-15 02:56 pm UTC (link)
Русская гармошка тоже была изобретена в 19 веке - в 1783 году в Петербурге чешским инженером Франтишеком Киршником. А баян - в 1907 году гармонным мастером Петров Стерлиговым. А русский самовар внедрен при Петре Первом (вроде сперт из Голландии).

(Reply to this) (Thread)


[info]hasid
2009-05-15 04:44 pm UTC (link)
нда...
А что же тогда в России есть своего!!!???

(Reply to this) (Parent)


[info]math_max
2009-05-19 09:30 am UTC (link)
спасибо, интересная инфа

(Reply to this)


(31 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…