hasid (hasid) wrote,
hasid
hasid

Categories:

О потерях Красной армии в ВОВ

Много раз натыкался в различных книжках на воспоминания деревенских жителях о ВОВ. И везде фигурировало примерно следующее: забрали из деревни 40 человек, вернулись 6; забрали 60, возвратились 10, и т.д.

А тут попались точные данные по типичному району России - Каракулинскому району в Удмуртии. Вот что сообщает о потерях архивная служба Удмуртии:

"За годы войны в ряды Красной Армии призвано 4 тысячи жителей района (3930 мужчин и 70 женщин). На фронт было направлено 30% от общего количества населения района.

Великая Отечественная война нанесла большой ущерб нашему району: в бою погибло 1077 человек, 1706 - пропали без вести, погибло в плену – 21, умерло от ран – 195".
http://gasur.ru/Editions_and_publications/pub_arh/2010/05/

Т.е. призвали 4000 человек, погибли (или пропали) 2999, или 75% призыва.

Данные о численности КА и мобилизации немного разнятся, но примерно они следующие:

"К началу войны советские вооруженные силы насчитывали 5.774.211 человек.

Цифра в 29.574.900 мобилизованных, на что обратили внимание сразу несколько историков, обнимает только военнослужащих, призванных военкоматами. В это число не попадают, во-первых, ополченцы, сражавшиеся под Москвой, Ленинградом, Новгородом и Тулой, поскольку их призывали не военкоматы, а «местные партийные и советские органы». А было ополченцев свыше 4.000.000 человек.

Не учитывается и мобилизация, производившаяся непосредственно частями действующей армии на территории оккупированных немцами областей после их освобождения, так называемое неорганизованное маршевое пополнение.

В СССР уже к концу 1944 года «закончились» мужчины призывного возраста и в октябре 1944 года пришлось призывать семнадцатилетних, а кроме того поставить в строй 490.235 женщин в войсках и еще около 500 тыс. на должности гражданского персонала. Налицо еще одно косвенное свидетельство того, что призвано было в СССР не 29.574.900 человек, а намного больше".
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/1339/

Т.е. по минимум получается 5,7 млн. в КА первоначально, 29,5 млн. мобилизовано в войска и 4 млн. в ополчение. Итого около 39 млн. человек.

При потерях в 75% только в войсках должно быть убито (без вести пропавших) около 30 млн. человек. Всё сходится вот с этими данными:

"По свидетельству полковника Федора Сетина, работавшего в середине 1960-х в Центральном архиве Минобороны, первая группа оценила безвозвратные потери Красной армии в 30 млн человек, но эти цифры «не были приняты наверху»".

А американский исследователь Майкл Хайнес общие потери СССР в ходе ВОВ оценивал в 42,7 млн. человек.

Ну а в России, как я понимаю, до сих пор оценивают потери армии в ВОВ в 8,6 млн. человек.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 290 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →