hasid (hasid) wrote,
hasid
hasid

Category:

Почему Россия не может быть «Евразией»

Экономист Владислав Иноземцев в журнале «Полития», №6, 2014 год, показывает, почему Россия по объективным обстоятельствам больше не способна быть ни Хартлендом, ни удерживать имперское прошлое. Её новый путь – стремиться стать морской державой, ведь именно прибрежные территории сегодня – центры современного развития.

римлэнд

Даже до начала «интеграционных» экспериментов Россия последовательно воплощала концепт «сухопутной державы». Хотя страна обладает самой протяжённой в мире береговой линией (37,8 тыс. км), она находится только на 13-м месте по оннажу торгового флота и на 16-м по грузообороту портов. В структуре внутреннего грузооборота тотально доминирует железнодорожный транспорт, а в структуре экспортного – трубопроводный. Размещение производительных сил в России привязано к проложенной ещё на рубеже XIX и ХХ веков сети железных дорог, что особенно явно видно в Сибири и на Дальнем Востоке.

Эта логика не даёт развиваться прибрежным районам, приводит к запустению небольших городов и воспроизводит прежние подходы в правящей элите, которая задумывается о прокладке Северо-Сибирской железнодорожной магистрали и других дорог в Сибири.

Однако такая стратегия не имеет будущего в XXI веке. В России четыре самых удачно расположенных с т.з. морской доступности региона: Калининградская и Мурманская области, Краснодарский и Приморский края. Они не то что не занимают высшие строчки в списке наиболее богатых и процветающих регионов, но и являются сугубо дотационными. Средний уровень валового регионального продукта на душу населения в трех самых успешных приморских провинциях Китая – Цзянсу, Чжэцзяне и Ляонине – в 1,47-1,78 раза выше, чем в среднем по стране; аналогичный показатель для указанных приморских регионов России в 1,24-1,63 раза ниже, чем среднероссийский.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments