hasid (hasid) wrote,
hasid
hasid

Categories:

О низовой самоорганизации верующих в СССР

Начиная с тех пор, как мне исполнилось лет 5 (это 1977 год), я хорошо помню, как к нам домой регулярно, 1-3 раза в неделю где-то, приходили бородатые мужики и старушки, словно из сказок. Передавали какие-то свёртки, закрывались на кухне с родителями и долго там беседовали. Раз в два месяца где-то приезжал к нам мой дядя Боря (тоже с бородой), папин брат, отбывавший ссылку за антисоветскую деятельность в Новгородской области, в райцентре Холм. Тоже привозил какие-то свёртки.

До самой перестройки происходил в нашей квартире такой круговорот интересных людей. Где-то с 1982-83 года я уже стал прислушиваться, о чём говорят эти взрослые пришельцы. Больше всего - о помощи каким-то пострадавшим от советской власти людям, об организации богослужений в каких-то квартирах и домах, о литературе, "которую чужие не должны видеть".

Потом только узнал от родителей, что это были в основном религиозные несогласные того времени, как старобрядцы, так и религиозные евреи, и даже пятидесятники, которых именно в то время ГБ и нынешние гайдары громили на расколы. Когда приходила беда, честные люди тогда уже не разбирали религиозных тонкостей, старались помогать всем страждущим.

Причём в то время, несмотря на то, что официально действовали и те же старообрядческие церкви, и синагоги, и молельные протестантские дома рядовые верующие не доверяли им, организуя параллельные структуры. Потому как ГБ и гайдары опутали тогда всю официальную религиозную жизнь стукачами и слухачами.

А тут я натолкнулся на любопытный документ, который подтвердил вышесказанное - о низовых религиозных организациях в советское время, о гэбэшных громилах и информаторах из народа.

"В качестве основного источника использованы статистические материалы, отражающие состояние религиозных организаций Кемеровской области на 1 января 1961 года (по данным УКГБ Кемеровской области).

Информация обо всех религиозных общинах в городе Белове была собрана одним человеком — нештатным заведующим отделом писем городской газеты "Знамя коммунизма", пенсионером Г.К. Чечеткиным.

Итак, к 1 января 1962 года в городе имелись незарегистрированные общины католиков (20 человек), лютеран (20 человек), мусульман (40-50 человек), евангельских христиан-баптистов (80-90 человек), пятидесятников (8 человек), адвентистов седьмого дня (15 челолвек) и старообрядцев (среди них имелись представители обоих направлений -- поповского и беспоповского-- и нескольких согласий). Во всех общинах моления проводились на квартирах и домах верующих. Адвентисты собирали десятину, в остальных общинах практиковались "добровольные сборы".

На начало 1961 года в г. Белово имелись группы старообрядцев белокриницкого, поморского толка, часовенной веры общей численностью до 20 человек. Собирались старообрядцы по большим праздникам и для отпевания умерших; выявить руководителей не удалось. Руководителем группы старообрядцев белокриницкого согласия был С.Ф. Камсков, всего в группе было не менее 11 человек. Имелось два наставника из числа групп верующих и один руководитель, в пользу которых проводились добровольные сборы с верующих.

Вторую общину составляли старообрядцы-кержаки. Название общины не позволяет определить согласие. С одной стороны, кержаки — это обобщённое именование любых старообрядцев, появившееся после их бегства из разорённых Керженских скитов в близлежащие регионы. С другой стороны, в узком значении этот термин обозначал старообрядцев часовенного согласия, но часовенные указаны в составе первой общины. УКГБ информацией об этой общине не обладало. Общее количество членов общины — 15 человек. Наставника не было, но добровольные сборы проводились не только на нужды группы верующих, но и на "оплату проповедников и руководителей".

В силу ряда причин на местах уполномоченных Совета по делам религиозных культов путали истинно православных христиан (ИПХ) и истинно православных христиан странствующих (ИПХС). Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Алтайском крайисполкоме писал: "Представляет интерес характеристика стариков религиозному течению истинно-православных христиан — ИПХС. Они утверждают, что эта разновидность старообрядчества на Алтае действует давно. До революции верующих ИПХ называли странниками. Старики считают, что секта существует со времён церковного раскола и в настоящее время представляет на Алтае единое течение ИПХ-странствующих". Возможно, и УКГБ, и уполномоченный СРК допустили ошибку, посчитав беловскую общину принадлежащей к ИПХ.

Весной 1961 года в г. Белово был осуждён на два года лишения свободы инок Варфоломей (в миру — Василий Филиппович Макаров). Ему на смену инок Варлаам назначил старшей Беловского предела инокиню Александру (обнаружена властями в 1962 году).

В марте 1962 года в посёлке Чертинском была выявлена нелегальная община ИПХС. В её составе было немногим менее 10 мироотречников (включая инокиню Александру) и более 10 видовых. Общинники переписывались с барнаульскими единоверцами. Весной-летом того же года сообщалось о выявлении на ул. Ломоносова, д. 16 в ходе проверки соблюдения паспортного режима супругов Лузяниных, принадлежащих к ИПХС и потому уничтоживших свои документы. В результате проведенной с ними работы супруги выразили желание получить новые паспорта.

Община ИПХ состояла из жителей посёлка Старо-Белово. Наставник -- Иван Андреевич Путинцев, 1899 г.р. Численность на начало года — до 35 человек, на конец года — 30. Проводились добровольные сборы среди верующих на нужды общества и оплату наставников.

По данным УКГБ, к началу года "в результате проведённых профмероприятий община распалась на несколько мелких групп". О распаде общины "под влиянием общественности" сообщил и один из лучших атеистов города учитель школы № 1 А.И. Шебанов. На самом деле собрания (на которые собирались до нескольких десятков человек) стали проводиться в посёлке шахты "Полысаевская 1".
(Государственный архив Российской Федерации, Ф. 6991, Оп. 4, Т. II, Д. 344.
Завгородний, А. Странствующие тунеядцы и их благодетели / А. Завгородний // Кузбасс (г. Кемерово). 1962. 8 апр. № 84. С. 4.)

Скорее всего, рост религиозного самосознания в современной России должен будет пройти через ту же низовую самоорганизацию. Вообще, кажется, сохранение России как государства теперь возможно только через религиозный фундаментализм.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments