hasid (hasid) wrote,
hasid
hasid

Categories:

О папской экономической революции

Индийский экономист Дипак Лал в своей книге "Непреднамеренные последствия" пишет об одной из причин возвышения европейской мирсистемы (над азиатской и прочими мирсистемами).

По его мнению, это -- "папская экономическая революция", произошедшая в 1075 году при Григории VII. Именно от этой даты начинается особый, европейский руть развития.

Революция была направлена против господства над церковью императоров и феодалов, результатом её стало утверждение назависимого, корпоративного образования под управлением папы, экономическими агентами которого, в свою очередь, стали монастыри.

Революция эта разыгралась в системе семейных отношений. До XI-XII веков традиционная система поощряла практику:
а)браков с близкими кровными родственниками;
б)браков с близкими свойственниками -- обычно с вдовами близкиих кровных родственников;
в)передачу детей путём усыновления;
г)сожительства (конкубината).

Папа Григорий VII запретил все 4 практики, а также фактически запретил разводы. Джек Гуди в своей книге "Развитие семьи и брака в Европе" (на него ссылается Дипак Лал) говорит, что эти 4 формы предотвращали изъятие собственности из семьи наследницами-женщинами и, следовательно, боролись с проблемами отсутствия сыновей. "Но запретите близкородственный брак, воспрепятствуйте усыновлению, осудите многожёнство, внебрачное сожительство, развод и повторный брак -- и 40% семей останутся без прямого наследника мужского пола", -- пишет Гуди.

Единственным кандидатом на получение наследства в этих 40% случаев становилась церковь. В результате к концу XII века в церкви в зависимости от региона сосредотачивается от 20 до 40% земельных угодий Европы (наивысший процент -- около 45% -- в Южной Франции). И главное -- монастыри (как экономические агенты папы) конкурировали друг с другом за взятие в управление этих активов. Это был первый в истории пример реальной экономической конкуренции.

Тогда же было инциирование целибата (безбрачия) в церкви -- как средство сохранения церковной собственности.

А также была придумана система сохранения церковных богатств от посягательства феодалов -- через угрозу отлучения, а также через введения понитя "чистилище". Для компенсации своей слабости в этом мире церковь ввела контроль над загробным миром.

Последствия папской революции оказали непосредственное влияние на экономику. Как пишет Лал, по сравнению с индийской, китайской, русской и юго-восточноевропейской, эту систему отличали поздние браки (в среднем 27-29 лет), занятость неженатых и незамужних вне, а не в пределах домохозяйства и разделение домохозяйства на части в случае брака. Эти характеристики позволяли контролировать рождаемость, тем самым избегая т.н. "мальтузианского обнищания", которое в остальной Евразии следовало за неизменным размножением. Переменная рождаемость позволила Западу иметь некоторый экономический излишек (в пределах 2-7% в зависимости от региона), который не проедался ростом численности населения, а мог быть направлен на инвестиции.

Так траектория роста Запада разошлась с траекторией остальной части мира, заключает Дипак Лал.

Окончательное размежевание с евразийским путём развития произошло во второй половине XII века, когда в католической Европе появились договоры о пенсии по старости и общественное призрение для бедных. Западная система понемногу шла к тому, что она не полагалась на ответственность детей за своих родителей или наоборот, что отличает её от других евроазиатских систем.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments